Скрыть:

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

На рубеже 50-60-х годов едва начиналось производство новой модели автомобиля, конструкторы всех советских легковых автозаводов принимались за разработку модели следующего поколения - той, которая через несколько лет должна придти на смену сегодняшней новинке. Когда в 1959 году Горьком освоили выпуск «Чайки» ГАЗ-13, работники Бюро кузовов КЭО ГАЗ занялись проектом ее модернизации. Художник-конструктор Лев Еремеев, создатель внешнего облика ГАЗ-21, ГАЗ-13, ЗИЛ-111 предложил проект обновленного кузова «Чайки» с модными в 60-х четырьмя фарами. По макету Еремеева в Экспериментальном цехе был изготовлен ходовой образец модернизированной «Чайки» ГАЗ-13М. Но вскоре правительство Н.С. Хрущева занялось сомнительной «борьбой с привилегиями», и производство автомобилей «Чайка» на ГАЗе было вообще остановлено. Это поставило крест на ГАЗ-13М.

Но вскоре к власти пришел Л.И.Брежнев, к новому 1965 году отдавший ГАЗу два ключевых распоряжения. Во-первых, возобновить выпуск «Чайки», во-вторых, начать разработку полностью нового легкового автомобиля высшего класса, фактически будущего конкурента перспективных представительских ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117. Однако основные силы конструкторов Отдела легковых автомобилей ГАЗа в то время были сосредоточены на подготовке и доработке новой «Волги» ГАЗ-24. Поэтому первый прототип будущей «Чайки» второго поколения выполнили самым простым способом. Лев Еремеев предложил проект нового кузова, установленного на готовое шасси ГАЗ-13. В 1967 году уже ездил своим ходом опытный образец, в нем отчасти угадывались черты будущей «Чайки» ГАЗ-14, например, форма крыши уже напоминала ту, что пойдет в серию. Однако на конструкторско-художественном совете завода этот проект признали неудачным. Из-за привязки к базе ГАЗ-13, автомобиль получился слишком узким, коротким, с высоким капотом. Напрашивалось увеличение длины колесной базы, ширины колеи, снижение высоты двигателя.

Полномасштабные работы над новой «Чайкой» начались в 1969 году, когда завод закончил подготовительные работы по основным модификациям ГАЗ-24. Завершили «Волгу» - занялись «Чайкой». Ведущим конструктором модели стал Владимир Никитич Носаков, один из самых активных участников разработки ГАЗ-24. Дизайн-проект нового кузова предложил Станислав Волков, автоматической коробкой передач занимался Леопольд Кальмансон.

В окончательном варианте у автомобиля удлинили на 20 см базу и расширили на 5 см колею, изменили компоновку моторного отсека, максимально понизив капот. Двигатель при неизменном рабочем объеме оснастили двумя карбюраторами и гидравлическими компенсаторами зазоров клапанов. Его мощность возросла с 195 до 220 л.с. Теперь автоматическая коробка передач управлялась не кнопками на приборной панели, а современным селектором на полу. Новшествами стали первая в истории ГАЗа бесшкворневая передняя подвеска и дисковые передние тормоза с двумя суппортами на каждое колесо. Ходовая часть ГАЗ-14 была настроена на максимальную плавность хода и в то же время на обеспечение безопасности движения на высокой скорости. Даже большие мягкие 15-дюймовые радиальные шины эффективно амортизировали неровности дороги. На испытаниях был снят киноролик - вода из полного стакана, поставленного на подлокотник едущей с высокой скоростью машины, не расплескивалась.

Принципиальная схема силовой структуры не изменилась - у ГАЗ-14, как и у ГАЗ-13, основой является Х-образная рама с центральным лонжероном в пределах колесной базы и расходящимися вилкой лонжеронами спереди и сзади. В кузове за передними сиденьями ниже линии окон есть перегородка, увязывающая правую и левую центральные стойки. Такая же стояла у ЗИМа ГАЗ-12, а у «Чайки» ГАЗ-13 ее не было. Салон сохранил обычное для советских представительских машин трехрядное расположение сидений со складными страпонтенами среднего ряда.

Базовая комплектация «Чайки» второго поколения включала устройства, достойные автомобиля начала XXI века. Если электрические стеклоподъемники всех дверей внедрили еще на ГАЗ-13, а электроприводом выдвижения антенны могла похвастать даже «Волга» ГАЗ-24, то кондиционер в базовой комплектации, появившийся на новой «Чайке», можно считать новинкой для ГАЗа. Еще одним необычным для 70-х решением на ГАЗ-14 стал центральный замок дверей. Специально для «Чайки» рижский радиозавод VEF освоил стереофоническую магнитолу высокого класса. Подобно лимузинам ЗИЛ, в салоне новой «Чайки» появились два отопителя - один для передних, второй для задних сидений. На переднем бампере был установлен струйный омыватель фар - у предсерийных машин его форсунки встраивали в выступающие корпуса, а в серийном варианте жиклеры разместили на поверхности бампера. В общей сложности электропакет ГАЗ-14 включал 17 моторов электроприводов.

...Когда шофер заводит "Чайку", улицу оглашает рык грузового автомобиля. Неудивительно: под необъятным капотом скрывается форсированный V8 от грузовика. Однако внутрь, до задних сидений, грозный рокот двигателя долетает едва-едва. Ведь "Чайка" настолько велика (6,11 м от бампера до бампера), уто уши сановных пассажиров и мотор разделяет расстояние длиной с автомобиль гольф-класса. Плюс отличная звукоизоляция.

Окончательно заглушить шум двигателя поможет музыка. Оказывается, когда мы безмерно печалились и писали заявления в милицую по поводу украденного из машины радиоприемника "Былина", партийные бонзы наслаждались шикарнейшими автомобильными аудиосистемами. Причем не какими-нибудь "Sony" или "Pioneer", а нашими, отечественными, чистой воды "Made in USSR".

В центральную консоль врезан добротный латвийский приемник "RRR" ("Rigas Radio Rupnica" - "Рижский радиозавод"). С автоматической настройкой и электроантенной. Под откидным подлокотником водителя, в большом бардачке, установлен специальный литовский автомагнитофон "Vilma". Каким-то чудом в нашей машине сохранился десяток кондовых кассет "МК60" с записями полузабытых ВИА (для тех, кто не помнит или не знает: Вокально-Инструментальными Ансамблями тогда называли музыкальные группы).

В подлокотнике заднего дивана, под обтянутой велюром крышечкой, имеется дублирующая панель управления аудиосистемой. Поэтому включаем "Маяк", откидываемся на подголовник и дремлем под аккорды советской эстрады, овеваемые волнами прохлады из кондиционера.

Однако чтобы сделать рентабельными смежные производства, поставлявшие комплектующие к «Чайке», конструкторы ГАЗа решили приспособить ряд деталей от ГАЗ-14 к новым моделям «Волги». Например, контрольные приборы и передние сиденья «Чайки» внедрили на ГАЗ-3102 а потом на ГАЗ-24-10 и ГАЗ-31029.

Вся первая половина 70-х ушла на постройку, доработку и испытания нескольких серий прототипов ГАЗ-14. В декабре 1976 года был изготовлен первый серийный автомобиль - его окрасили в вишневый цвет и подарили Л.И.Брежневу на 70-летний юбилей.

В следующем 1977-м, в честь 60-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции горьковчане развернули серийный выпуск новой «Чайки». С этого момента машины окрашивали только в черный цвет. Для обивки салона использовали натуральную ткань и пластик двух основных цветов - бежевого или темно-зеленого. В 80-х незначительно модернизированный вариант получил индекс ГАЗ-14-02.

На базе ГАЗ-14 в штучном количестве ГАЗ строил парадные кабриолеты ГАЗ-14-05 светло-серого цвета, с упрощенной обивкой сидений, без каркаса тента. На РАФе тоже штучно изготавливали универсал скорой медицинской помощи ГАЗ-РАФ-3920. Тираж обеих «кузовных» модификаций остался ничтожным в сравнении с объемами выпуска базовых «Чаек». Эти машины поставляли в гаражи, обслуживавшие министерства, обкомы и горкомы КПСС, военных командующих, руководителей силовых ведомств. ГАЗ-14 использовали также для встречи иностранных гостей, а также в коммерческих целях - по путевкам Трансагентства на свадьбах. В отличие от производства лимузинов ЗИЛ, выпуск «Чайки» окупал себя.

Завод запланировал модернизацию ГАЗ-14. Новый вариант отличался дисковыми тормозами задних колес, ради которых пришлось изменить колесные диски, рестайлингом передней облицовки и другими деталями. Машине присвоили индекс по новому ГОСТу ГАЗ-4106.

"Чайка" ГАЗ 14 выпускалась всего 11 лет – небывало короткий срок для машин такого класса. Трагедия случилась в 1988 году. ГАЗ 14 пала жертвой рьяно проходившей в конце восьмидесятых годов «борьбы с привилегиями». По личному приказу М.С. Горбачева производство ГАЗ 14 было в принудительном порядке прекращено. Машину не просто сняли с производства - была уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы и так далее. За всю историю автомобилестроения это был единственный случай такого рода! В 1996 году руководство завода предполагало возобновить производство "Чайки", но не осталось практически ничего. Разработка заново была экономически нецелесообразна. Возрождение так и не состоялось.

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Легенды советского автопрома (Часть 6). ГАЗ-14 "Чайка" - автомобиль, который мы потеряли

Комментарии (29)

  1. ДолбоебЪ
    на буе верчу...
    dancer-off 25 октября 2011 10:47 #566742
    book book book
  2. ДолбоебЪ
    Lobik 25 октября 2011 10:54 #566744
    ахуенная! dirol
  3. ДолбоебЪ
    korchusha50 25 октября 2011 11:00 #566749
    ГАЗ 13 ЛУЧШЕ. И вообще не шутите про "ГАЗ" Януковичу надоело!!!!
  4. Доктор Кто
    Faber 25 октября 2011 11:02 #566751
    korchusha50,
    Будет и про 13...сейчас-же речь идёт о 14...кстати,не путайте авто на 11 фото с катафалком...это-скорая помощь...)
  5. Пацак
    за мир во всем мире порву любого
    MEFISTOFIL 25 октября 2011 11:08 #566758
    раньше все было хорошее а щас
  6. Пацак
    ProPilkki Dzheday (Violeta gancho)))
    hijodeputa 25 октября 2011 11:16 #566766
    90 Лет ГОНу А ведь правда...

    Российская действительность - справедливость существует пока она не коснулась меня.
  7. Гость
    nejelschi 25 октября 2011 11:18 #566768
    бля новшества так и остались тогда привилегией начальства, а народ катался на тазиках и вёдрах, экономически выгоднее было бы массово внедрять новшества в автопром, глядишь и Даймлер с Фольцвагенами обогнали бы, или хотя бы сравнялись, и на экспорт шёл бы ГАЗ не только по трубам. Привет Януковичу!
  8. Пацак
    ProPilkki Dzheday (Violeta gancho)))
    hijodeputa 25 октября 2011 11:24 #566770
    Цитата: nejelschi
    глядишь и Даймлер с Фольцвагенами обогнали бы, или хотя бы сравнялись

    facepalm

    Российская действительность - справедливость существует пока она не коснулась меня.
  9. Гость
    Esenin14 25 октября 2011 12:19 #566785
    Ни ху я се в те то годки мне бы такую тачку в 92 в первый класс ездить)))))))) Я бы наверно и до сих пор на ней рассекал по городу! respect
  10. Гость
    unforgivenp 25 октября 2011 12:19 #566786
    Faber,
    a_5
    ковер есть - пост годен yes
    http://yahooeu.ru/uploads/posts/2011-10/1319488687_7042179kmo.jpg

    Цитата: MEFISTOFIL
    раньше все было хорошее а щас

    а щас тоже все хорошее, но только ИМПОРТНОЕ haha
  11. Пацак
    ex Apejiuk
    Игорёлик 25 октября 2011 13:01 #566803
    а я уже целый камент в голове накрутил, мол, такую тачку под катафалк - кощунство laugh1
  12. Гость
    чебурашка 25 октября 2011 13:15 #566808
    не хуёво , pardon ковры на полу...
  13. Гость
    nejelschi 25 октября 2011 14:03 #566843
    hijodeputa,
    при толковом подходе к вопросу нет ничего невозможного gentleman
  14. Гость
    Walter 25 октября 2011 14:38 #566866
    Класный тюнинг половички из ковра. Осталось лобовое обложить монетками и елку на зеркало заднего вида повесить. wtf2
  15. Гость
    vits 25 октября 2011 15:07 #566878
    кто бы что не говорил, всеравно содрали с америкосии (передок ничего не напоминает - типо muscle-car какойто?)
  16. Гость
    Tramal 25 октября 2011 16:01 #566918
    Цитата: vits
    кто бы что не говорил, всеравно содрали с америкосии

    Ну,начнем с того,что там стоит акпп...А это уже о многом говорит.
    Тем неменее,тазик суровый.

    Кто видел разворот на 360гр.,на машинах глав государств,бронированных,поймет меня...
  17. Гость
    BaSTeR 25 октября 2011 16:13 #566927
    book suicide
  18. Гость
    Tramal 25 октября 2011 17:06 #566946
    Фабер,почему потеряли??
    Кому нужно тяжелое,не едущие ведро,жрушее литров 30 и доставляющие массу тех.проблем?
  19. Доктор Кто
    Faber 25 октября 2011 17:11 #566948
    Tramal,
    Потому,как на то время это был очень достойный автомобиль отечественного производства,и кто знает...если бы его дорабатывали,может и у нас был бы более не менее достойный флагман...
  20. ДолбоебЪ
    4udnoy 25 октября 2011 17:20 #566956
    Горбачев гондон - виноградники, ГАЗ-14, СССР...
  21. Гость
    shad0w64rus 25 октября 2011 17:47 #566965
    бля ну зачем ковры то вместо ковриков передних(
  22. Гость
    hOmOsApIeNs 25 октября 2011 18:06 #566970
    От коробки жар шел шо пиздец, ее даже мокрым полотенцем укрывали. time_out
  23. Гость
    Walter 25 октября 2011 18:36 #566977
    Цитата: hOmOsApIeNs
    От коробки жар шел шо пиздец, ее даже мокрым полотенцем укрывали.

    Чтобы было как в бане? facepalm
  24. Гость
    SammyFisher 25 октября 2011 19:42 #567020
    Газ 13 классный , а это хуйня .
  25. Гость
    hOmOsApIeNs 25 октября 2011 20:36 #567059
    Walter,
    Да х.з. haha
  26. Тракторист
    Ferruccio 25 октября 2011 20:51 #567072
    book в совецких ваще неинтересуюсь)) Фабер, а ты живёшь??
  27. ДолбоебЪ
    makar1310 25 октября 2011 21:41 #567116
    машина моей мечты
    сказка
    жаль такой у меня не будет
    приходиться ездить на своей 3102
    а на14 и 40 литров бенза не жалко
  28. Гость
    Walter 26 октября 2011 04:26 #567290
    Цитата: makar1310
    машина моей мечты

    А разве не рыба йаааазь? blush
  29. Гость
    PERDURABOify 26 октября 2011 08:20 #567308
    меня на Чайке из род дома забирали , в 1985 г.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.