Ан-124 «Руслан» (по кодификации НАТО: Condor — «Кондор») — советский и украино-российский транспортный самолёт, являющийся крупнейшим серийным транспортным самолётом в мире по грузоподъёмности
Самолёт Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, таких как тягач МЗКТ-79221, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава, тяжёлой боевой техники и крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства. По большинству характеристик превосходит свой американский аналог C-5 "Гэлакси", с конца 60-х лидировавший в этом классе. Гражданский вариант самолёта может выполнять полёты на всех географических широтах и предназначен для перевозки грузов на большие расстояния.
Первый полёт опытный образец самолёта совершил 24 декабря 1982 года в Киеве. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолёт поступил в январе 1987 года. Серийно производился Ульяновским авиационным промышленным комплексом «АВИАСТАР» в 1984—2004 (2011-…фюзеляжи 2 самолётов стоят на заводе с 01.2010 и ждут когда возобновят производство, собраны на 50 %) годах и Киевским авиазаводом «Авиант» в 1982—2003 годах.
В конце февраля 2006 в рамках программы модернизации и возобновления серийного производства самолётов Ан-124-100 на ульяновском предприятии «Авиастар» было решено открыть филиал АНТК им. Антонова. Однако спустя два месяца проект возобновления серийного производства был признан бесперспективным.
В октябре 2006 комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии Ющенко-Путин принял решение продолжить реализацию проекта самолёта Ан-124, имея в виду возможное возобновление серийного производства. В августе 2007 подписано соглашение о возобновлении серийного производства. Объявлено, что компания «Волга-Днепр» планирует до 2030 приобрести до 100 модернизированных Ан-124-100М-150. Поставка двух первых машин планируется на 2013 год.
В июне 2008 Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и Ernst & Young завершили подготовку бизнес-плана проекта по возобновлению производства самолётов Ан-124 «Руслан». В соответствии с этим документом для начала производства самолёта потребуется получить подтверждённые заказы не менее чем на 40 машин. «Сегодня спрос на самолёты есть, до 2030 года авиакомпаниям понадобится 71 лайнер», — говорит член правления ОАК Виктор Ливанов. В случае набора достаточного количества заказов самолёты будут производиться на ульяновском «Авиастаре» с 2012 года по одному-два лайнера в год. Также есть два недостроенных планера, которые будут достроены. В ближайшее время ожидается выведение из распоряжения Министерства обороны пяти машин. Стоимость нового Ан-124 на то время составляла 150—160 млн долл.
Заказы на машины поступили со стороны Министерства обороны (3 самолёта) и авиакомпании Волга-Днепр (40 самолётов).
Объём рынка оценивается в 82 машины. В настоящее время есть опционы на 61 самолёт, 52 из них намерена приобрести Россия. Среди возможных заказчиков называют Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт.[6] 29 сентября президент Дмитрий Кива заявлял, что предприятие совместно с U.S.Aerospace допустили к участию в тендере Минобороны США на поставку самолётов-топливозаправщиков, общая сумма которого составляет $50 млрд. КБ «Антонов» представит на тендере три различные модели самолётов: Ан-124-KC, Ан-122-KC и Ан-112-KC. Как отмечают сами представители украинской компании, эти машины обладают рядом преимуществ. Например, их корпус более прочный; кроме того, эти самолёты могут осуществлять взлет и посадку на мокрое покрытие взлетно-посадочной полосы. Если контракт с КБ все же будет подписан, самолёты для ВВС США будут производиться на Украине, однако окончательная сборка будет осуществляться в США.
20 июля 2011 председатель Совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев сообщил, что программа восстановления производства самолета Ан-124 «Руслан» на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» отодвинута на 2016 г.
Ан-124 способен брать на борт до 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полным снаряжением. Однако начатые в 1989 году опыты по сбросу с самолёта манекенов парашютистов заставили ввести ограничения на парашютное десантирование людей, обусловленные аэродинамическими факторами.
Производство «Русланов» в России было остановлено в середине 1990-х годов.
10 декабря 2009 года Президент России Дмитрий Медведев отдал распоряжение Правительству России внести в государственную программу вооружения закупку 20 Ан-124 для ВВС России на период до 2020 года. Также, до 2015 года будут модернизированы 22 Ан-124 ВТА министерства обороны Российской Федерации. Модернизация предусматривает обновление фюзеляжа и крыла, замену навигационной системы, шасси, авионики, некоторых бортовых блоков, увеличение грузоподъёмности. По состоянию на 1 октября 2010 года, ВТА уже получила один модернизированный «Руслан», ещё два находятся в стапелях производства окончательной сборки «Авиастар-СП».
На 1 января 2006 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 25 самолётов этого типа. 24 (по другим данным 12) самолётов также используется ВВС России.
Кроме того, по состоянию на 2007 год, Ан-124 эксплуатируют пять коммерческих компаний:
Авиакомпания «Волга-Днепр» — 10 самолётов;
Авиакомпания «Полёт» — 4 самолёта;
«Авиалинии Антонова» — 7 самолётов;
Авиакомпания «Libyan Air Cargo» — 2 самолёта
Авиакомпания «Maximus Air Cargo» — 1 самолёт
По данным на декабрь 2010 года, разбилось 4 самолёта типа Ан-124...
6 декабря 1997 г. 14-40 часов в поселке авиастроителей Иркутск-II протерпел катастрофу Ан-124 «Руслан» ВВС России. Погибли 17 членов экипажа и 6 представителей иркутского авиазавода, сопровождавшие груз: два самолета-истребителя Су-27, предназначенные Вьетнаму. Самолет через 20-25 секунд после взлета упал на жилой поселок, взорвался и загорелся. Полностью разрушен 4-этажный 64-квартирный жилой дом, частично пострадала школа-интернат, два жилых деревянных дома и трехэтажная школа. Всего под обломками здания и в огне погибли 72 человека, из них - 14 детей. Расшифровка «черных ящиков» показала, что по неизвестным причинам произошел сбой в работе бортового компьютера: он дал команду к отключению двигателей.
Технические характеристики
Экипаж: 4-7 человек
Инженерно-технический персонал: 7-9 человек
Грузоподъёмность: 120 000 кг (Ан-124), 150 000 кг (Ан-124-100)
Длина: 69,1 м
Размах крыла: 73,3 м
Высота: 21,1 м
Площадь крыла: 628 м²
Масса пустого: 173 000 кг
Нормальная взлётная масса: 392 000 кг
Максимальная взлётная масса: 402 000 кг
Масса топлива во внутренних баках: 212 000 кг
Массовая отдача: 58 %
Силовая установка: 4 × ТРДД Д-18Т
+ 2 ВСУ ТА-12, установленные в обтекателях шасси
Тяга: 4 × 229,85 кН (23430 кгс)
Назначенный ресурс: 6 000 часов
Расход топлива: 12 600 кг/час (при максимальной коммерческой загрузке)
Габариты грузовой кабины
Длина: 41,5 м
Ширина: 6,4 м
Высота: 4,4 м
Объем грузового отсека: 1050 м³
Размер грузовых люков:
передний: 6,4 м
задний: 4,4 м
Самолёт имеет две палубы: нижняя палуба — грузовая кабина; верхняя палуба — кабина экипажа, кабина сменного экипажа, кабина сопровождающих до 21 чел.
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 865 км/ч
Крейсерская скорость: 800—850 км/ч
Практическая дальность:
с грузом 150 т: 3 200 км
с грузом 120 т: 5 200 км
с грузом 40 т: 11 900 км
без груза: 14 400 км
Перегоночная дальность: 15 700 км
Практический потолок: 12 000 м
Нагрузка на крыло: 365 кг/м²
Тяговооружённость: 0,41
Длина разбега:
при максимальной взлётной массе: 3000 м
при нормальной взлетной массе: 2520 м
Длина пробега: 900 м (при максимальной посадочной массе)
Уникальные грузы
Первым использованием грузового потенциала самолёта в гражданских целях стала доставка в декабре 1985 г. на опытном экземпляре «Руслана» 152-тонного карьерного самосвала «Юклид» из Владивостока в Полярный (Якутия). Машину перевозили в два рейса.
31 мая 1986 года на «Руслане» из Харькова в Ташкент было отправлено рабочее колесо гидротурбины диаметром 6 м и массой 80 т для Таш-Кумырской ГЭС. Через 20 дней по тому же маршруту перевезли и второе аналогичное колесо.
В декабре 1988 г. после землетрясения в Армении среди прочих грузов экипаж А. В. Галуненко перевез на Ан-124 в зону бедствия 120-тонный кран «Либхерр».
В мае 1992 г. из Эмиратов в Швейцарию на «Руслане» перевезли 52 тонны золота стоимостью 230 миллионов фунтов стерлингов.
В 1993 г. Майкл Джексон перевез в Москву 310 т своих грузов на трёх «Русланах».
В январе 2001 Ан-124 был использован для транспортирования 109-тонного локомотива из Канады в Ирландию.
Ан-124 использовался для возвращения Аксумского обелиска в Эфиопию в апреле 2005 года. Транспортировка была осуществлена в три этапа, во время каждого из них перевозили треть монумента общей массой 160 тонн и длиной 24 метра. В Аксуме пришлось модифицировать взлетную полосу для того, чтобы принять такой большой самолёт.
Весной 2011 года Ан-124 был использован для доставки в Японию гигантских насосов, произведенных компанией Putzmeister (нем.)русск.. Каждый насос установлен на 26-колесной автоплатформе и весит более 86 тонн. Насосы использовались для ликвидации аварии на японской АЭС Фукусима-1.
Интересные факты
Самолёт исполнил роль лайнера-воздушного штаба Густава Грейвза — полковника Тан Зи Муна, в фильме «Умри, но не сейчас». Тот самый лайнер на борту которого происходит действие последних 30 минут фильма. И который впоследствии взрывает Джеймс Бонд.
Самолёт с бортовым номером RA-82072 использовался при съёмках фильма «Ширли-мырли». На тот момент он принадлежал ГТК «Россия».
В игре Hitman: Contracts в третьей миссии на Камчатке в аэропорту, откуда агент 47 начинает задание, стоит Ан-124. В конце миссии 47 его угоняет.
В игре Battlefield: Bad Company 2 последняя миссия происходит на этом самолете.


























Комментарии (30)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.