Скрыть:

Воздушный патруль. Ту-144

Ту-144 (по кодификации НАТО Чарджер — англ. Charger — атакующий всадник) — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Ту-144 первый в мире сверхзвуковой авиалайнер, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок.
Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года (его выполнил испытатель ОКБ А. Н. Туполева Эдуард Елян), то есть на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11000 метров. Следующий символический рубеж в 2 Маха самолёт преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16300 м со скоростью 2150 км/ч. Самолёт сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полёта переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, в то время как «Конкорду», взлётно-посадочная скорость которого была на 15 % выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку. По мнению некоторых специалистов[обтекаемые выражения], если бы двигатели «Конкорда» размещались так же, как у Ту-144, то катастрофы 25 июля 2000 года не произошло бы (из-за того что двигатели на Ту-144 не разнесены по крылу, как на «Конкорде», а сосредоточены у фюзеляжа, вытекающий керосин не попал бы в струю раскаленных газов и пожара не возникло).
При проектировании была проведена колоссальная работа. В частности, проведено моделирование крыла при натурных испытаниях на специально подготовленном для этого истребителе МиГ-21И (летающая лаборатория для изучения крыла самолёта Ту-144).

Воздушный патруль. Ту-144

3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Все шесть членов экипажа (Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель М. В. Козлов, летчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин и бортинженер А. И. Дралин) погибли. По версии, появившейся после крушения, причиной катастрофы считают слишком резкий манёвр, который экипаж должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражом» (задача лётчика которого была сфотографировать советский Ту-144 в полёте), нарушение системы управления, либо же недопустимость для конструкций планера самолёта манёвра, который экипаж попытался совершить. Истинные же причины катастрофы были засекречены, что привело к потоку спекуляций на эту тему. Так в 2005 году в фильме Алексея Полякова «Битва за сверхзвук. Правда о Ту-144» Эдгар Крупянский (на момент создания Ту-144 — заместитель начальника испытательной базы ОКБ Туполева) сказал о них так: «На машине (Ту-144) были такие блоки, которые впервые поставлены на борт для испытания». Блок экспериментальной аппаратуры автоматического управления не был отключен и опечатан перед показательным полетом. Вины летчиков в катастрофе нет. Была также высказана версия: один из лётчиков в кабине использовал любительскую кинокамеру, и она, выпав из рук, сместила и заблокировала штурвальную колонку, в результате самолёт выполнил манёвр на запредельном режиме и разрушился. На кадрах кинохроники можно видеть, что фюзеляж Ту-144 из-за возникшей перегрузки разломился в двух местах.
Экипаж Ту-144 №77102 был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Тем не менее Ту-144 стал совершать регулярные рейсы. Первый рабочий рейс был совершён 26 декабря 1975 года на маршруте Москва — Алма-Ата, где самолёт перевёз почту и посылки, а с 1 ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки. Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110. Лётчики Аэрофлота летали только в качестве вторых пилотов, командирами же экипажа всегда были лётчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет на этот самолёт стоил 68 рублей[4], тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 48 рублей.

Но коммерческая карьера Ту-144 была недолгой, лайнер созданный для сверхдальних перелетов не нашёл своего места на внутренних линиях. Его эксплуатация оказалась нерентабельна. Из-за вынужденно высокой цены на билеты, почти в полтора раза превышающей обычную, загрузка бортов была очень низкой, что привело к отказу от эксплуатации на пассажирских линиях Аэрофлота. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, Аэрофлот навсегда прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы.
Впоследствии Ту-144Д использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских (было перевезено 3194 пассажира).
Производство самолёта было развернуто на Воронежском заводе № 64.
К моменту отказа от эксплуатации было построено 16 самолётов Ту-144, которые совершили в общей сложности 2556 вылетов и налетали 4110 часов (среди них больше всего, 432 часа, налетал борт № 77114). Постройка ещё четырёх самолётов так и не была закончена.
Позже Ту-144 совершали только испытательные полеты и несколько полетов с целью установления мировых рекордов.
23 мая 1978 года произошло второе крушение опытной модели Ту-144. Во время испытательного полета модернизированного варианта самолёта, Ту-144Д (№ 77111) после возгорания топлива в зоне мотогондолы 3-ей силовой установки из-за разрушения топливопровода, задымления в кабине и отключения экипажем двух двигателей совершил вынужденную посадку на поле у деревни Ильинский Погост, неподалеку от города Егорьевска.
После приземления через форточку кабины экипажа покинули самолёт командир экипажа В. Д. Попов, второй пилот Э. В. Елян и штурман В. В. Вязигин. Находившиеся в салоне инженеры В. М. Кулеш, В. А. Исаев, В. Н. Столповский покинули самолёт через переднюю входную дверь. Бортинженеры О. А. Николаев и В. Л. Венедиктов оказались зажатыми на рабочем месте деформировавшимися при посадке конструкциями и погибли.

С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144Д (№ 77114) под названием Ту-144ЛЛ («Летающая лаборатория») использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полётов с целью разработать план для создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта. На Ту-144ЛЛ были установлены двигатели НК-32 (аналогичные используемым на Ту-160) в связи с отсутствием пригодных к эксплуатации НК-144 или РД-36-51, разнообразные датчики и испытательная контрольно-записывающая аппаратура.

Воздушный патруль. Ту-144

Всего было построено 16 машин: борты № 68001, 77101, 77102, 77103, 77144 (бывший 77104), 77105, 77106, 77107, 77108, 77109, 77110, 77111, 77112, 77113, 77114 и 77115. Ещё одна, последняя построенная машина (серийный номер 09-2, бортовой 77116) осталась невостребованной ни МАП, ни МГА, и ещё долго стояла на территории Воронежского авиазавода, и в итоге была порезана. Кроме того, было собрано ещё несколько планеров Ту-144 для наземных испытаний.
Оставшихся в летном состоянии в настоящее время не существует. Практически полностью укомплектованы деталями и могут быть восстановлены до лётного состояния борты Ту-144ЛЛ № 77114, ТУ-144Д № 77115 и ТУ-144С № 77110.

В восстановимом состоянии

ТУ-144ЛЛ № 77114, который использовался для тестов НАСА, хранится на аэродроме в Жуковском.
ТУ-144Д № 77115 также хранится на аэродроме в Жуковском. В 2007 году ТУ-144Д № 77 115 был заново окрашен в соответствии с исторической схемой окраски и выставлен для всеобщего обозрения на авиасалоне МАКС-2007, а также на авиасалонах МАКС-2009 и МАКС-2011.
Самолёт № 77114, скорее всего, будет установлен в качестве памятника или экспонироваться на аэродроме в Жуковском. В 2004—2005 гг. с ними были совершены некие сделки по продаже их на металлолом, но протесты авиационной общественности не дали этому произойти, хотя опасность подобного исхода полностью не устранена.
Появился проект www.maks2007.com подготовки к полетам ТУ-144 № 77115 на МАКС-2011 www.aviasalon.com перелета на Сочи-2014.

В музеях

ТУ-144 № 77106 в музее ВВС в Монино под Москвой
ТУ-144 № 77110 в музее гражданской авиации в Ульяновске
ТУ-144Д № 77112 в музее техники в Зинсхайме (Германия) является наиболее качественно отреставрированным экземпляром. Установлен рядом с французским «Конкордом».

На хранении

ТУ-144 № 77107 хранится в Казанском авиационном институте [1]
ТУ-144 № 77108 хранится в музее Самарского аэрокосмического университета

Несохранившиеся самолёты

ТУ-144 № 77102 разбился 3 июня 1973 года во время демонстрационного полёта в Ле Бурже.
ТУ-144 № 77111 из-за возгорания в воздухе совершил аварийную посадку недалеко от Егорьевска (самолёт был полностью уничтожен, погибло 2 человека).
Остальные самолёты были разобраны или разрезаны на цветные металлы в 90-х годах.

Ту-144 был показан в фильме «Мимино». По сценарию, он летал в Дели и Сан-Франциско.
Был показан в конце детского фильма «Капля в море» (Киностудия им. М. Горького, 1973).
Показ Ту-144 должен был завершать фильм «Невероятные приключения итальянцев в России». Именно его взлет должен был «застыть» на фоне завершающих титров фильма. Но, по настоянию партийных руководителей, эти кадры заменили на кадры взлетающего Ил-62. За год до выхода фильма Ту-144 как раз разбился в Ле-Бурже.
Был показан в начале фильма «Повесть о человеческом сердце» (Мосфильм, 1974).





Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Воздушный патруль. Ту-144

Комментарии (19)

  1. ДолбоебЪ
    Повелитель клиторов
    Керосина жрал мама не горюй!!
  2. Гость
    DarkBobcat2 8 января 2012 19:40 #604116
    познавательно music
  3. ДолбоебЪ
    papa Karlo 8 января 2012 20:05 #604123
    Умные люди сделали такую птичку....
  4. ДолбоебЪ
    Pro_fessor 8 января 2012 20:11 #604128
    KOCMOHABT,
    Дятел ты голимый...
    Какой ты нахер космонавт!
  5. Чатланин
    В рот вам ноги
    lipa-i00 8 января 2012 20:57 #604156
    Такие посты вызывают грусть и печаль по проёбанному и безвозвратно утерянному.

    Все нахуй ->
  6. Тракторист
    Ferruccio 8 января 2012 21:00 #604161
    обожаю ТУ - 144, спасибо огромное за пост, в закладки! yes dance good gentleman coffee beer
  7. Гость
    kpeatif4eg 8 января 2012 21:03 #604166
    последние 2 графика значит афтар мудак

    а что это на первой фоте у него перед носом арматура торчит?
  8. Чатланин
    В рот вам ноги
    lipa-i00 8 января 2012 21:12 #604169
    Цитата: kpeatif4eg
    а что это на первой фоте у него перед носом арматура торчит?


    Это приемник воздушного давления.

    Все нахуй ->
  9. Гость
    Skotobaza 8 января 2012 21:17 #604175
    Всё-таки жаль, что сверхзвуковые лайнеры не выжили...
  10. Гость
    Хомяк 8 января 2012 21:26 #604178
    Легендарная машина !!!Посту пятерочка !!
  11. Гость
    ramzes 8 января 2012 22:37 #604202
    Пиздец, очередной "просрали"...
  12. Пацак
    всё то вы знаете... везде то вы бывали...))
    ACCLAMATOR 8 января 2012 23:10 #604215
    Ferruccio, beer

    Цитата: kpeatif4eg
    последние 2 графика значит афтар мудак

    в глаз кончил? mysli

    СОСИ ТАПКИ!
  13. Пивун Затейник
    Я стою за спиной у бога
    WildBipBop 9 января 2012 01:34 #604297
    Ну,че то мутили........к чему то стремились......а сейчас хоть говном все порасти......никто не рыпнется.......Вот в чем загвоздкин?.......
  14. Гость
    kpeatif4eg 9 января 2012 01:39 #604298
    Цитата: ACCLAMATOR

    в глаз кончил? mysli

    wtf

    Цитата: lipa-i00

    Это приемник воздушного давления.

    сипасиба
  15. Гость
    Брaжинa 9 января 2012 07:20 #604330
    Миражи над Ту-144 сделали своё дело. Одна из версий крушения, экипаж тушки увёл самолёт от Миражей, чтобы те не фотографировали её с близкого расстояния.

    Высота 2000 метров.
    23 летний 2-ой пилот-стажёр запаниковал: Не убивайте! Не убивайте, прошу вас.
    Командир Воздушного Судна: Андрюха, не паникуй!
    Высота 400 метров.
    100 метров
    Всё, нам пиздец!
    _________________________________________________________
  16. Гость
    Segun78rus 9 января 2012 07:32 #604334
    Зачётный пост. Вот умели коммунисты делать вещи. А щас что в стране производится? Ни хрена. При долбоной дерьмократии умеем только нефть сосать и продавать, да детей олигархов устраивать учится в Англию. Ужас полный.

    Что касается самолёта. Аппарат очень хороший, сейчас бы такой сделали, только движки другие, что б кушал пменьше. Было бы суперррррррррррр.
  17. Гость
    ЛедиГлюК 9 января 2012 08:22 #604339
    КГ/АМ - креатив годится-аффтар молодец a_4 ,УМЕЛИ же у нас делать самые-самые ВЕЩИ yes , интересно с конкордом-кто у кого сдирал,уж очень они похожи и почти одновременны pilot
  18. Пацак
    всё то вы знаете... везде то вы бывали...))
    ACCLAMATOR 9 января 2012 09:08 #604349
    ЛедиГлюК, а друг у друга, только потом это дело вроде как пресекли по жесткому и в итоге получилось так что у каждого появились на конечном этапе свои особенности. в чем то каждый самолет был лучше другого

    СОСИ ТАПКИ!
  19. Гость
    MEFISTOFIL 9 января 2012 09:13 #604350
    a_5

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.