Скрыть:

Эскадренный Броненосец

Бронено́сец — тяжёлый артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море.
Появился в 1860-х годах как видоизменившийся в результате промышленной революции пароходофрегат. Заменил парусный линейный корабль как сильнейший военный корабль. Некоторые линейные корабли были переделаны в панцирные броненосцы.
В бою броненосцы применяли как манёвренную, так и таранную тактику.

Появление броненосцев:

В основу броненосцев положены несколько научно-технических, промышленных и тактических новаций первой половины XIX в.
Во второй четверти XIX столетия паровая машина прочно прописалась на флоте, однако большие размеры паровых машин, высокий расход топлива, необходимость размещения тяжёлых гребных колёс по бортам и невысокая надёжность заставляли смотреть на паровую машину как на полезную, но не обязательную новинку, расширявшую возможности флота. Поэтому из боевых кораблей паровыми машинами оснащались только пароходо-фрегаты, появившиеся в первой половине XIX века. Они имели одну артиллерийскую палубу, паровой двигатель и дополнительное трёхмачтовое парусное оснащение.

Однако постепенно паровые машины избавлялись от большинства указанных недостатков, что позволило совмещать боевые качества традиционных линейных кораблей с маневренностью пароходов. Этому же способствовало и введение гребных винтов в 1840-х гг. С 1848 года во Франции и Англии началось строительство линейных кораблей, которые наряду с парусами имели и паровые двигатели.
Ещё одной новинкой, тесно связанной с появлением броненосцев стали бомбические орудия, разработанные французским артиллерийским офицером генералом Пексаном. В отличие от прежних бомбических орудий, стрелявших разрывными снарядами по палубам по навесным траекториям, новые могли также стрелять и в борт по настильным. Удачный разрыв бомбы, если он происходил вблизи борта, мог разрушить до 1 м² обшивки, что позволяло пустить на дно любой линейный корабль 20-25 удачными попаданиями. Бомбические орудия начали повсеместно внедряться, а в бою впервые были опробованы в 1848 г в ходе австро-прусско-датской войны. Синопский бой 30 ноября 1853 г. подписал приговор деревянным кораблям.

Для защиты от огня бомбических орудий тот же Пексан предложил использовать железные бортовые листы. Однако внедрение этого новшества задержалось невысоким уровнем металлургической промышленности. Лишь англичане в начале 1840х гг. опробовали тонкую броню на испытаниях (было обстреляно судно «Самум», имевшие 12,8-мм железные борта), однако тут же забраковали идею — тонкая броня совершенно не защищала от тяжёлых ядер, а главное — если бы броня оказалась успешной, то это поставило бы под угрозу весь могущественный британский флот.
Во время Крымской войны французы использовали «плавучие батареи» («Lave» (Лав), «Devastation» (Девастасьон) и «Tonnante» (Тоннант) — небольшие (1625т) и тихоходные (5-6 узлов), но бронированные (4-х дюймовые кованые железные плиты) пароходы, на которых были установлено небольшое число крупнокалиберных орудий, стрелявших разрывными снарядами. Они с успехом бомбардировали крымское побережье и принудили к сдаче укрепление Кинбурн в устье Днепра.Встала необходимость совмещения всех новинок в одном корабле, который бы стал главной ударной силой флота, заменив в этом качестве прежние парусные линейные корабли. По компоновке новый корабль должен был быть пароходо-фрегатом, так как высокие борта линейных кораблей нельзя было покрыть бронёй нужной толщины без проблем с устойчивостью. Однако несколько деревянных линейных кораблей были путём снесения верхних палуб переделаны во фрегаты и затем снабжены бронёй (так называемые «панцирные броненосцы»).

Первым броненосным паровым кораблём нового типа (для плавания в открытом море) был французский батарейный броненосец «La Gloire» (Глуар), спущенный на воду в 1859 году, киль и шпангоуты которого были металлическими, обшивка — деревянная. Борта корабля имели броневой пояс толщиной 110—119 мм, от верхней кромки до 1,8 м ниже ватерлинии. В 1860 году в Англии на воду был спущен цельнометаллический броненосец «Warrior» («Уориор»).

Хотя формально такие корабли первое время именовались фрегатами, фактически они положили начало новому классу кораблей — броненосцев.
Первое боевое столкновение между бронированными паровыми кораблями произошло во время гражданской войны в США на Хэмптонском рейде 9 марта 1862 года, между броненосцами USS «Монитор» и «Вирджиния» (перестроенный фрегат Мерримак) и формально окончилось ничьей.
Первым боевым столкновением броненосных флотов была битва при Лиссе у острова Лисса 16 июля 1866 (ныне о. Вис, Хорватия) в ходе Австро-Итальянской войны 1866—1867. Несмотря на техническое преимущество итальянцев, бой закончился тактической победой австрийцев, широко применявших таранную тактику.

Эскадренные броненосцы:

К концу XIX века взгляды на новые корабли постепенно устоялись, приведя к возникновению т. н. «эскадренных броненосцев», тяжелых артиллерийских кораблей, приспособленных к ведению артиллерийского боя в составе эскадр. Развитие артиллерии привело к тому, что противостоять ей могла броня только очень большой толщины — более 300 мм, которой однако было невозможно защитить весь борт, настолько она была бы тяжелой. Бронирование стали сводить к узкому поясу, защищавшему ватерлинию, оставляя без защиты оконечности.
В отношении конструкции броневой защиты укоренились два подхода — французский, при котором броней, пусть и не очень толстой, покрывается большая часть надводного борта, и английский, при котором броня сосредоточена узким поясом. Изобретение в 1885 г. фугасного снаряда позволило производить большие разрушения в незащищенных отсеках, что ставило в уязвимое положение корабли с английской системой бронирования, к которым относилась, в частности, большая часть кораблей русского флота.

С другой стороны, пушки способные бороться с такой броней, были очень тяжелы и обладали невысокой скорострельностью и точностью, поскольку приводились в действие гидроприводом, медленным и неточным. Постепенно все производители броненосцев отказались от практиковавшихся в середине XIX века крупных орудий (16 и даже 17-дюймов) в пользу более длинноствольных и легких систем. Вслед за Англией — законодательницей корабельной моды того времени, большинство флотов взяло 12-дюймов за стандарт орудий главного калибра. Не совсем удачная попытка британцев оторваться от конкурентов в серии кораблей «Ройял Соверен», с 13,5-дюймовыми (343 мм) орудиями (впоследствии заменённые), лишь утвердила этот выбор. На кораблях обычно ставили четыре 12-дюймовых (305мм) орудия в двух башнях в носу и корме корабля. Однако были и исключения. Так, германские броненосцы имели главный калибр в 11-дюймов (280мм), американские 13-дюймов (330 мм). Были и броненосцы с тремя сдвоенными артиллерийскими установками (серии Екатерина II и «Бранденбург»), и одной одноорудийной (Гангут, Мацусима). Также стоит вспомнить весьма необычные американские броненосцы «Кирсардж» и «Кентукки». На этом типе броненосцев впервые использовано оригинальное расположение артиллерии в двухъярусных башнях. Теоретически весьма выгодное, на практике оно оказалось неудачным из-за не возможности вести одновременный огонь из 330-мм и 203-мм пушек. башни вышли слишком тяжелыми (чем, ко всему прочему, негативно влияли на остойчивость корабля), с огромными амбразурами. Несмотря на то, что в кораблях весьма скромного водоизмещения (11 600 т) удалось разместить колоссальную, для своего времени, огневую мощь (4х330 мм, 4х203 м, 14х152 мм, 6х76 мм орудия), сохранив при этом более чем достойное бронирование и приличную скорость, недостатки пересилили и в следующих сериях броненосцев от такой схемы отказались.

Главную отличительную особенность броненосцев составляла среднекалиберная скорострельная артиллерия, расположенная обычно в надстройке, в спонсонах, нередко в два яруса, позднее часть орудий по примеру главного калибра переместилась в башни. Воззрения того времени предполагали очень небольшие дистанции и скорости боя, позволяя дифференцировать артиллерию по назначению. По этому в теории, средний калибр должен был являть собою едва ли не основную силу корабля. Позднее идея трансформировалась в установку промежуточных калибров в 7-10-дюймов (179—254 мм), однако на практике оказалась бесполезной. Средний калибр был не в состоянии нанести линейным кораблям противника существенных повреждений, вмести с тем не только занимал немалое место и тоннаж, но и мешал пристрелке орудий главного калибра (как и орудия промежуточного калибра). Для борьбы с миноносцами их поражающая способность была излишней, а скорострельность недостаточной.
Появление и развитие миноносцев заставило вооружать корабли все большим количеством противоминной артиллерии калибра 37-47 мм, а по мере их увеличения в размерах 76-104 мм. Кроме того, броненосцы нередко вооружались одним-двумя торпедными аппаратами для скрытного удара во время боя, а также продолжали оснащаться таранами, поскольку считалось, что они все ещё способны сблизиться для таранного удара, хотя уже русско-японская война показала невозможность этого.

Типичный броненосец того времени представлял собой корабль с водоизмещением от 11 до 17 тысяч тонн, способный развивать скорость до 18 узлов. В качестве силовой установки на всех броненосцах стояли паровые машины тройного расширения, работавшие на два (реже три) вала.
Дальнейшее техническое усовершенствование конструкций броненосцев включало в себя увеличение площади бронирования, увеличения числа орудийных башен, что вело к увеличению водоизмещения, которое в начале XX века составляло от 10000 до 17000 т. Главный калибр орудий 280—330 мм (и даже 343 мм, заменённые позже на 305 мм с большей длиной ствола), броневой пояс 229—450 мм, реже более 500 мм. Классические примеры таких броненосцев — английские «Лорд Нельсон» 1906, французские «Дантон» 1911, итальянские «Реджина Маргерита» 1905, германские «Дойчланд» 1906, российский «Князь Потёмкин-Таврический» 1898, американский «Джорджия» 1906, японский «Микаса» 1902.

Крупнейшим сражением эскадренных броненосцев было Цусимское сражение 14 мая 1905 в ходе Русско-японской войны 1904—1905. Оно продемонстрировало не только недостатки в организации русского флота, но и возможности артиллерии главного калибра, которые раньше недооценивались, и которые легли в основу кораблей нового типа, названных по родоначальнику класса дредноутами, а позже — линкорами. В России броненосцы были в 1907 году просто переименованы в линкоры. В частности, броненосец «Князь Потемкин-Таврический» стал линкором «Св. Пантелеймон».

Мощнейшими в истории броненосцами можно считать японские серии «Кавачи», «Аки» и «Сацума», а также английские «Лорд Нельсон». Японские представляли собой промежуточные корабли, включающие в себя элементы и броненосцев (промежуточные и средние калибры артиллерии) и линкоров («Кавачи» чаще называют первым японским дредноутом, за 12-ть 12-дюймовых орудий главного калибра, однако стволы их были разной длины и соответственно баллистики, поэтому такая классификация не совсем верна), говорили скорее об отставании самых восточных кораблестроителей как в плане инженерной мысли, так и экономических возможностей. Английские, заложенные ещё до дредноутов, были пережитком прошлого.

Наследники броненосцев:

Наследниками эскадренных броненосцев стали линкоры (первоначально называвшиеся дредноутами), появившиеся в результате дальнейшего усиления артиллерии и роста размеров. Более лёгкие броненосцы ещё в 1870-х годах стали предшественниками бронированных крейсеров. Последними кораблями, официально называемыми броненосцами (нем. Panzerschiffe), стали немецкие корабли типа Дойчланд («карманные линкоры»), которые в 1940 году были переименованы в тяжёлые крейсеры.

Основные события:

К числу примечательных событий мировой и российской военно-морской истории с участием броненосцев можно отнести:
Первое сражение между кораблями броненосного типа состоялось в ходе Гражданской войны в США 9 марта 1862 на Хемптонском рейде между кораблями «USS Monitor» и «CSS Virginia» (Merrimac), в ходе которого ни одному из кораблей не удалось нанести серьёзный урон кораблю противника

Первый бой броненосных флотов у острова Лисса 16 июля 1866 (ныне о. Вис, Хорватия) в ходе Австро-Итальянской войны 1866—1867.
Цусимское сражение 14 мая 1905 в ходе Русско-японской войны 1904—1905.
Восстание на броненосце Черноморского флота «Князь Потёмкин-Таврический» во время революции 1905—1907 годов.

gentleman

Эскадренный Броненосец

Эскадренный Броненосец

Эскадренный Броненосец

Эскадренный Броненосец

Эскадренный Броненосец

Эскадренный Броненосец

Эскадренный Броненосец

Эскадренный Броненосец

Эскадренный Броненосец

Эскадренный Броненосец




Часть-2


Часть-3


Комментарии (12)

  1. Пацак
    matvei0 13 марта 2012 21:34 #644935
    не смотрел но первый
  2. Пацак
    Оскольчанин
    illusion 13 марта 2012 21:46 #644951
    посмотрел картинки, хватило

    Жизнь говно. И люди в ней говно.
  3. Пацак
    ctalker79 13 марта 2012 21:46 #644952
    Нmatvei0,Ну ты и дибилоид фаршированный
  4. Тракторист
    Ferruccio 13 марта 2012 21:54 #644961
    нрава такие суда!!! good
  5. Доктор Кто
    Faber 13 марта 2012 22:01 #644967
    За пост спасибо...но полностью не сегодня осилю! good
  6. Пацак
    Askold76 13 марта 2012 22:20 #645010
    славные утюги были..только без толку.."Александр 3 утоп со всем экипажем в Цусимском сражении перевернувшись,Князь Суворов тоже затонул от полученных повреждений в этом же сражении.."Победу"как видно добили япошки во время осады Порт Артура..потом правда подняли и отремонтировали,включив его в состав своего флота..но это уже другая история..
  7. Пацак
    всё то вы знаете... везде то вы бывали...))
    ACCLAMATOR 14 марта 2012 07:28 #645383
    Askold76,
    еще многое зависило и от экипажа и его уровни подготовки... и не стоит забывать тех факторов что эскадра (3-я если не изменяет память) к моменту когда достигла цусимы была измотана как физически так и морально, некоторым во владе пришлось бы на ремонт встать но увы, прорвалось только 3 крейсера в том числе и знаменитая "аврора"... и в порт-артуре был узкий фарватер и они порой просто не смогли выйти в открытое море чтобы находится на полном ходу(ярким примером служит "варяг"-он просто не смог развить скорость и оказался лакомым кусочком вместе с "корейцем")... и гибель руднева тоже повляла на ход сражений, короче там причин хватало и не обязательно в самих короблях....)

    СОСИ ТАПКИ!
  8. Гость
    def60 14 марта 2012 08:49 #645422
    пост хороший,но очень большой
  9. Тракторист
    Ferruccio 14 марта 2012 09:12 #645442
    Цитата: def60
    пост хороший,но очень большой

    crazy жаришь)
  10. Гость
    PROтивник 14 марта 2012 13:38 #645667
    Всё осилил. Интересно.
  11. Гость
    Telenhaus 14 марта 2012 15:31 #645766
    Недавно прочитал книжку Новиков-Прибой Цусима пока в больнице валялся.
  12. Пацак
    igorkrav 14 марта 2012 19:35 #645955
    Telenhaus,
    давно ее тоже читал!! вчечатлила!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.